Header image
общеобразовательное учреждение гимназия №2
 на главную
 
 

 

 
 
Учебная деятельность
 

Социальный заказ,  психологические и физиологические возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс в гимназии создаёт условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребёнка на каждом из возрастных этапов. Таким образом, определяются 4 ступени образования.

0 ступень – формирование психологической готовности к школе. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики у детей, занятиям с психологом и логопедом (по необходимости). Введены занятия по развитию речи, математике, психологии, изобразительному искусству, музыке (Моцарт- эффект), иностранному языку, введены занятия по основам театрального искусства.

1ступень - общее развитие индивидуальных способностей детей на основе образно-эмоционального восприятия. Начальные классы работают в режиме школы полного дня. Расширяется сфера образовательных услуг для учащихся: основы музыкальной культуры, ритмика и хореография, художественный труд, изобразительное искусство. Ребята изучают иностранный язык со 2 класса. По запросам родителей ведутся спецкурсы: школьная риторика, шахматы, театр и дети, волшебная иголочка, спорт и дети. Врачи-педиаторы проводят занятия лечебной физкультуры для детей в группах здоровья. Именно на этой ступени образования выявляются типологические характеристики личности, способности каждого школьника, его интересы, ценностные ориентации.  Познавательный труд школьников дополняется опытом практической  деятельности.   С этой целью в гимназии создана система интегрирования всех видов деятельности, необходимых  для практического самоопределения каждого ребенка, развития его способностей, реального «включения в жизнь».В 1997г.  на базе ученического  научного общества была создана лаборатория  юного исследователя (ЛЮИ), которая содействует гармоническому развитию личности учащихся, реализации их творческого потенциала средствами  приобщения к исследовательской деятельности.  В состав  ЛЮИ  входят разновозрастные группы учащихся 5-11 классов, стремящихся углубить свои знания в определенной научно-предметной области, увлеченных любимым делом, его практической  значимостью. ЛЮИ включает в себя 3 сектора: гуманитарный, экологический, редакционно-издательский, которые выполняют заявки городских организаций: редакции районной газеты «Нелидовские известия», районного комитета по охране окружающей среды, муниципального архива, городского краеведческого музея, ЦГБЛЗ.Детской диагностической службой гимназии (отделение ЛЮИ) под руководством психолога Соколовой А.А. с учащимися 5-х классов проводится работа по изучению не только учебных предпочтений, но и разнообразных видов деятельности, которые кажутся ребятам наиболее привлекательными. Все вопросы анализируются, и затем составляется общий план деятельностей по интересам и индивидуальные планы  взаимодействия с учащимися, что характеризует ценностно-смысловое самоуправление, которое ведется в гимназии при авторском сопровождении Курбатова А.В.- ведущего научного сотрудника управления образования РАО, заместителя директора ГОУ центра образования №1804 «Кожухово» г. Москвы. Проводятся открытые заседания ЛЮИ, на которых ребята демонстрируют полученные знания, умения и навыки; работают с людьми и материалами как психологи. В результате этого образовательная область технологии  с 2001 года дополнена предметом, который позволяет готовить психологов- лаборантов. Учащиеся знают, что не играют в психологов, а выполняют настоящую, серьезную работу, имеющую спрос и применение. Так изучение отношения гимназистов к раздельному обучению привело к проведению локального эксперимента по исследованию гендерного аспекта взаимосвязи личностных особенностей старшеклассников и их профессионального самоопределения. Эти данные определили еще одно направление работы психологической службы и тьюторской деятельности классных воспитателей.Журналистами лаборатории издается газета «Наш городок», где находят отражения актуальные для гимназии и нашего времени проблемы Учащиеся, занимающиеся в экологические секции, сняли видеофильм «Экология земли Нелидовской» и составили фотоальбом «Течет река…», которые были представлены в г. Твери на областной конференции. В гимназии работает клуб искусств. В него входят ИЗО- студия, музыкальная , танцевальная,  театральная студии, студия декоративно-прикладного творчества и  литературная  гостиная. .Разрабатывая организационную схему введения предпрофильного обучения в 9 классах, мы поняли, что уже семиклассники стоят перед проблемой: какой профиль обучения выбрать, чтобы ощущать себя успешным.  В учебный план введены: риторика, спецкурсы: «Психология общения», «Путешествие в мир химии» (авторская программа, лауреат областного конкурса).  Для развития коммуникативной культуры вводится второй иностранный язык, факультативные курсы и предметные кружки по образовательным областям: филология, математика, естествознание. Клубы, студии и ЛЮИ дополняют остальные образовательные области. В 8 классах начинается пропедевтический этап по подготовке к выбору профиля обучения. Проводится диагностика с целью изучения образовательных запросов учеников, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. На основании полученных данных происходит дифференциация обучающихся.

9 класс -  это основной этап в подготовке учащихся к выбору профиля. Учащиеся обучаются способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; проведение психолого-педагогической диагностики и самодиагностики; анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных затруднений, проблем свободы выбора профиля обучения.В 2005-2006 учебном году учащимся 9 классов предложено 34 электива (как предметных, так и межпредметных) по всем образовательным областям. Курс одного электива рассчитан на 10-11 часов. Каждый триместр набор элективных курсов меняется.  

3 ступень (10-11 классы) – период самоопределения личности. Цель работы на этой ступени - профессиональное самоопределение.  Познавательные потребности, требующие целенаправленной деятельности, достигают в этот период высшего уровня. Для каждого ребенка определен уровень актуального развития и зона ближайшего развития. Вести обучение в зоне ближайшего развития можно только на индивидуальной и дифференцированной основе. С учетом интересов и индивидуальных склонностей создаются группы углубленного, расширенного общеинтеллектуального развития, целью которых является всесторонняя подготовка для продолжения образования. На базе гимназии, согласно договорам с МИЭТом, ВПФ УПС, МГАУ, ТГУ созданы группы по подготовке в ВУЗ для 11-х классов. В 1998-1999 учебном году был создан профильный 10 класс; физика и математика изучались по программам, предложенным МИЭТом.  Преподаватели ВУЗов  активно сотрудничают с учащимися гимназии. Однако, профильные классы в малых городах не могут удовлетворить запросы всех обучающихся. Для формирования универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, обучение гимназистов в 10-11 классах ведется по индивидуальным учебным планам. Локальный эксперимент перевода третьей ступени на индивидуальный учебный план проводился в гимназии с 2000 по 2002 учебный год под руководством кандидата психологических наук  Т.Н. Арсеньевой. В настоящее время наш опыт работы по индивидуальным учебным планам представлен в ТОИУУ и используется в ряде образовательных учреждений города и области.  Педагогический коллектив гимназии организовал работу с успешными учащимися 8 -11 классов по индивидуальным образовательным траекториям, которые обеспечат учащемся наиболее полное  самоопределение и самореализацию. С введением ЕГЭ сотрудничество с институтами приняло другие формы. Преподаватели вузов  проводятся лекции по избранным главам отдельных дисциплин, срезы, консультации по подготовке к участию в вузовских научно-практических конференциях. При гимназии работают курсы по подготовке к ЕГЭ по всем предметам не только для гимназистов, но и для учащихся других школ города и района (50 /50).Во взаимодействии с социальной средой ведущая роль принадлежит гимназии, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, создаем интересную воспитательную среду. Это позволяет видеть роль гимназии в жизни города. Целенаправленно выстраилась система внешних связей: с учреждениями дополнительного образования (ДДТ, школа искусств, спортивная школа); с библиотеками и культурными центрами; со средствами массовой информации: телевидением, радио, редакциями газет; с общественностью, предприятиями, спонсорами. Все участники образовательного процесса участвуют в конструктивных изменениях существующего традиционного взгляда на образование. Воспитательная система гимназии позволяет учителям, родителям и учащимся реализовать свое представление об идеальной школе, то есть совместными усилиями творчески претворять в жизнь социальный заказ. Родители являются участниками всех гимназических начинаний.Данные результатов поступления выпускников в ВУЗы и Сузы  и соответствия выбранного профиля будущей профессии (с 1999 года) позволяют сделать вывод о том, что востребованность профилей высокая. В 2004-2005 учебном году 84% выпускников использовали полученные знания и рекомендации психолого-педагогического консилиума для получения будущей профессии, что красноречиво говорит о значимости и эффективности профильного обучения по индивидуальным учебным планам. Отдаленный анализ социализации выпускников с 1999 года показал, что 81% выпускников успешны в своей профессиональной деятельности.

 
             
Используются технологии uCoz